«По сути дела»
«Тема для сюжета»
previous arrow
next arrow
Slider

В Курске открылась выставка «одного из самых продвинутых авторов XX века»

10:5011.04.2012

«Да!» Вернисаж с таким жизнеутверждающим названием открылся в Курской картинной галерее. 3 зала. И в каждом графика нашего земляка Александра Дейнеки. От обнажённой натуры до военных мотивов, от станковых листов до журнальной графики. Всё из фондов курского художественного музея.
Смотреть

 

Многие воспринимают Дейнеку исключительно как живописца. Однако художественные корни мастера ведут на графический факультет знаменитых художественно-технических мастерских. Еще будучи студентом, Дейнека начал печататься в иллюстрированных журналах. Преимущественно, сатирических. «Даешь», «Прожектор», детское издание «Искорка». В 20-х — начале 30-х годов он опубликовал там несколько сотен рисунков. Идеологических, но от этого не менее талантливых. Интересный экспонат «Доярка». Социалистическая корова и размеров исполинских, и молока дает в 3 раза больше.

 

Рабочий человек, «На стройке», «В цехе», в шахте, — одна из самых популярных тем у Александра Дейнеки. Севастопольская серия, датированная серединой 30-х годов, срывает с героев клише. А заодно и одежду, открывая нам прекрасные, атлетические фигуры. Целью творческой командировки в Севастополь было восхваление художником флота и авиации. Однако его увлекло другое.

 

«Мне кажется, там меньше флота и авиации, нежели воздуха, воды и солнечного света. Скажем так, Дейнека очень лиричен в этом городе», — считает старший научный сотрудник Курской картинной галереи им. А. Дейнеки. Надежда Погрецкая.

 

Еще одна важная тема в творчестве мастера — война. «Разбитая станция», «Убитый», «После атаки». Кровавые контуры войны сменяются другими работами. В 45 году Дейнеку командировали в Берлин. Еще через 2 года будут написаны эти венгерские зарисовки. Мало кто знает: художник делал эскизы женской одежды.

 

«В жизни он интересовался модой. У него были свой портной и свой парикмахер», — заметила Надежда Погрецкая.

 

Рисовал Дейнека не только для женщин, но и самих женщин. Многочисленные натурщицы: сангиной, карандашом, углем. Стоящие, лежащие, сидящие. Никакой идеализации. Анатомический и аналитический подход к фигуре.

 

Заинтересует зрителя и серия работ, сделанных в США. Широкие дороги свободной Америки, экспрессивно-призывный бурлеск или этот шарж — отсылающая нас к теории Дарвина голова негритянки. Сам Матисс называл Дейнеку «одним из самых продвинутых авторов 20 века». Но именно графика подарила ему индивидуальность, его собственный, неожиданный, а порой и парадоксальный художественный язык. Название выставки «Да!» — это не просто инициалы мастера.

 

«Я думаю, он жизни говорит «Да!» Творчеству говорит «Да!» — заметила Надежда Погрецкая.

 

Юлия Матвеева

Похожие новости