«Лики творчества»

09:1926.01.2011

Kartina_Polenova

В Курской картинной галерее имени Александра Дейнеки открылась новая выставка. Произведения русской живописной школы от середины XVIII до начала ХХ века из фондов художественного музея.

 

Два зала полотен не самых известных художников. Картины так называемого «второго ряда». И всё же без них в истории русского искусства много пробелов. Общая картина, словно пазл, собирается и из таких работ, говорит научный сотрудник галереи Марина Тарасова.

 

Тарасова: Попробуйте соединить вместе реалистический вид Станислава Жуковского в его «Усадебном парке» и «Пана» Фёдора Константинова, которые написаны, в общем, очень близко.


Заказные салонные портреты соседствуют с авангардными работами. «Пан» Фёдора Константинова, написанный в начале ХХ века. Один из любимых образов русских и западноевропейских художников Константинов решил по-своему. Философская красота в почти наскальной графике и символичном цвете. Директор галереи Игорь Припачкин.

 

Припачкин: У Брюсова есть замечательное стихотворение, которое называется «Вечерний Пан». Я не смогу его процитировать. «Вечерний Пан внимает в звуки…» Что-то там «один в ночи» и так далее, и так далее. Вот и «вечер льёт свою кровь из патира». Такой образ использует поэт. Мне кажется, эта картина очень созвучна как раз брюсовскому настроению.


Новая встреча со знакомыми работами. В экспозицию вернулись Крамской, Боровиковский, Репин и, конечно, Поленов. Его работа «На Тивериадском озере» — настоящий хит многих вернисажей. Зав отделом галереи Елена Полякова.

 

Полякова: Может быть, тема одиноко идущего путника очень легко ложится на душевное восприятие именно русского человека. Потому что кто из нас не ощущал себя одиноко бредущим в этой жизни, когда, кажется, никого рядом нет, и тебе нужно разбираться со своими проблемами. И кто из нас не задавал вечные вопросы: что есть добро, что есть зло?


Иисус с лицом Левитана, близкого друга Поленова. Кстати, цикл работ на эту тему художник писал более 20-ти лет. Не забыли на выставке и о мастерах, чьи имена так или иначе связаны с Курском. Например, близкий к импрессионизму «Крестьянский дворик» Вячеслава Шварца.

 

Тарасова: Давайте вспомним наконец о том, что висело у Павла Третьякова в его кабинете: «Калядки в Малороссии» Трутовского и «Сбор вишен» Ивана Соколова, биография которого тоже отчасти связана с Курской губернией. Так что, тут есть возможность порадоваться.


«Закат» любителя сумерек Куинджи, великолепные скульптуры Лансере, «Пьянчужка» Маковского, вариация на любимую голландцами тему «Весёлого бражника». Жуковский, Фальк, Моргунов, Кузнецов… Эти работы не незначительны. Они — часть истории отечественного искусства.

 

Юлия Матвеева