Куряне увидят шедевры Русского музея

15:4404.04.2016

Событие, которого ждали 30 лет! В Курск привезли шедевры из собрания Русского музея. Репин, Шишкин, Левитан, Венецианов… Три века отечественной живописи разместились в залах галереи Дейнеки. Юлия Матвеева побывала на выставке и узнала, кто изображен на картине Кустодиева «Утро» и сколько автопортретов за всю жизнь написала Зинаида Серебрякова.

Смотреть

 

Сокровища мирового искусства, легендарные имена, то, чем гордится Русский музей. Вот хрестоматийная картина, известная всем по почтовой марке. «Утро» Бориса Кустодиева. Не живопись, а нежная песня, посвященная жене художника Юлии и первенцу Кириллу. И переливы солнечного света, такого же мягкого, как мамины руки. Старший научный сотрудник Курской картинной галереи им. А.А. Дейнеки Марина Тарасова.

 

Марина Тарасова: «Идиллическая, прекрасная картина домашней жизни. Все это заставляет нас иначе относиться к жанровой системе 20 века. И вспомнить о том, насколько радостным и привлекательным был Борис Кустодиев, насколько интересны были работы всех жанров, к которым он обращался. Будет ли это портрет, его почти аллегорические картины, если мы вспомним о «Купчихе за чаем» или, например, о «Большевике».

 

Илья Репин. «Портрет Владимира Стасова», известного критика, историка искусств. Одиозной личности и рама под стать. А это «Этюд девушки» 1911 года, один из многочисленных автопортретов Зинаиды Серебряковой. Хрупкая женственность и темный фон, как предчувствие смуты. Через 6 лет родовое гнездо художницы сожгут крестьяне. Возможно, те самые, которых она так часто изображала на картинах.

 

Марина Тарасова: «Зинаида Серебрякова родилась в Курской губернии. В Курской губернии было имение ее мужа, где были написаны знаменитые ее работы. «Беление холста», например, и «Крестьянский обед». И в Курской же губернии, в селе Нескучном, был написан ее самый знаменитый автопортрет у зеркала».

 

Игорь Припачкин помнит ту, первую выставку Русского музея в Курске. Говорит, и в 85-ом это было событием. Директор Курской картинной галереи им. А.А. Дейнеки Игорь Припачкин.

Игорь Припачкин: «Но тогда галерея выглядела совершенно иначе. Нам вообще казалось естественно привозить выставки из других городов, и были к тому условия. Сейчас, конечно, все сложнее. И я должен сказать, что эта выставка не состоялась бы, если бы не вмешательство и не помощь «Металлоинвеста».

 

Два года назад именно благодаря компании куряне увидели работы из собрания Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Теперь — шедевры из Петербурга. Традиции меценатства, которыми славилась Россия, возрождаются. Генеральный директор УК «Металлоинвест» Андрей Варичев.

 

Андрей Варичев: «Мы считаем своим долгом пропаганду нашей культуры, открытие тех пластов, которые еще вчера для школьников, для детишек, может быть, студентов казались недоступными. Видели только эти картины на учебниках. Ребенок материально практически прикасается к нашей культуре, к гордости нашего народа. И возникает невольная, физическая, но очень тонкая духовная и крепкая связь с поколениями предыдущими, и, конечно, ответственность за будущее нашего Отечества».

 

Губернатор Курской области Александр Михайлов.

Александр Михайлов: «Дай бог сегодняшнему поколению, хотелось бы, чтобы сегодняшняя молодежь, с одной стороны, смотрела бы, как Варичев говорил, а с другой стороны, мне очень хотелось бы, чтобы у наших художников появлялись последователи и именно работали на таком же уровне, как работали когда-то наши предки».

 

Как выглядел бы глянец в 19 веке? Как на картине Карла Венига. «Русская девушка» из Русского музея демонстрирует русский стиль. Словно зазывает в галерею. Устоять сложно, да и незачем.

Юлия Матвеева