Галерея Дейнеки познакомит курян с «Процессом» реставрации икон

10:4314.03.2019

Курская галерея имени Дейнеки вновь предлагает зрителям обратить внимание на реставрацию. В этот раз речь идет об иконах. Об этапах долгого, трудоемкого и порой малопредсказуемого занятия рассказывает выставка «Процесс». Наш корреспондент Юлия Матвеева убедилась, что жизнь каждого произведения искусства полна самых разных, в том числе драматических страниц.

Где-то между разрушенной доской, утраченной краской, едва угадывающимися силуэтами и парадным видом произведения искусства, готового для экспозиции, он — ответственный, но увлекательный процесс реставрации.

Игорь Припачкин, директор Курской картинной галереи им. А.А. Дейнеки: «Это не начало и не финал. Здесь экспонируются иконы, которые практически прошли реставрацию, но они пока только законсервированы, на них не наведен флер окончательный, поэтому можно видеть белые пятна грунта там, какие-то трещинки того же белого цвета».

Такие есть на каждом экспонате. Икона рубежа 17-18 веков с изображением святых апостолов Онисима и Тимофея и вовсе представляла собой печальное зрелище.

Марина Тарасова, старший научный сотрудник Курской картинной галереи им. А.А. Дейнеки: «За многие годы и века своего существования она была покрыта слоями записи, она была покрыта слоями покрывной олифы, которая нагревалась летом. Благодаря термическому воздействию свечей или каким-то еще обстоятельствам эта олифа темнела, вскипала местами, это видно на фотографии».

Сначала реставраторы останавливают процессы разрушения, затем укрепляют основу и начинают чистить икону от наносных слоев. Порой под верхней краской скрывается совершенно иной колорит.

Марина Тарасова: «И вот это уже следующая стадия принятия решения. Нам нужно расчищать то, что имеется сейчас, или лучше оставить все так, как есть, потому что так, как есть, кажется чрезвычайно гармоничным, и всегда есть опасность, что, удаляя поверхностные записи, тоже достаточно старые, мы можем получить результат, который нас не совсем обрадует».

В витрине представлен инструментарий мастеров: опилки, акварельные краски, осетровый клей, правда, его почти вытеснил синтетический аналог. И все же главное, шутят реставраторы, мозги. Надо сказать, что представленные экспонаты — дело рук не только сотрудников курской галереи. Им помогали студенты Московского художественного института имени Сурикова.

Игорь Припачкин: «Уже второй сезон живописное отделение приезжает к нам, группа реставраторов живописного отделения приезжает к нам с тем, чтобы заниматься нашими иконами. И это весьма и весьма нам помогает, потому что, честно говоря, не хватает ресурсов все держать в руках».

Немаловажно: непростой процесс реставрации иконописи подан зрителю максимально доступно. Каждый экспонат сопровождают фотографии и текстовые аннотации.

Юлия Матвеева