

В Курской картинной галерее имени Дейнеки открылась выставка «Город солнца»: советская живопись 30-х годов. Красочные истории о «счастливой стране СССР» с парадами, перевыполненными планами и победами на трудовых фронтах. Экспонаты предоставил Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», относящийся к Министерству культуры.
Курянам повезло. Во-первых, в фондах «РОСИЗО» вторичных картин не бывает. Кроме того, выставка «Город солнца» — это отсыл к знаменитому вернисажу 1939 года «Индустрия социализма», экспонаты которого спустя десятилетия забвения наконец-то представлены публике. Курской публике. Елена Гусева, координатор выставочных проектов Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО».
Елена Гусева: «Мы больше не делаем таких передвижных выставок, когда они долго курсируют из города в город. Она привезена именно в Курск. Это довольно редкое собрание, и я даже не представляю, где они еще могли остаться и сохраниться. То есть это абсолютно уникальные вещи».
Вот «Стахановки завода имени ОГПУ» Виталия Тихова работают над легендарным советским фотоаппаратом «Фотокор-1». Рядом полотно Василия Викулова «Демонстрация на площади Урицкого», сегодня это Дворцовая. Чем не крестный ход, но вместо икон — портреты вождей, а хоругви сменили знамена. Есть здесь и экскурсия на завод «Шарикоподшипник» Елены Мельниковой, и очень аппетитная «Мастерская тортов» кисти Ольги Янковской. А на картине «Комната кормящей матери» Ольги Синициной девушки фабричные прибежали в перерыв к своим малышам. Чем не корпоративный детский сад? Марина Тарасова, старший научный сотрудник Курской картинной галереи им. А.А. Дейнеки.
Марина Тарасова: «Это реализация той самой утопии «Города солнца», придуманной Томмазо Кампанелла, где говорилось о том, что семейные отношения когда-то отпадут сами собой, дети будут воспитываться все вместе, и в этом будет состоять счастье. В этом ли будет оно состоять?»
Авторы работ — это и малоизвестные имена советского искусства, и официальные живописцы. Например, Александр Герасимов, имевший «доступ к телу» самого Сталина. Ученик Серова и Коровина создал канон портрета вождя. Ирина Разинькова, заведующая выставочным залом Курской картинной галереи им. А.А. Дейнеки.
Ирина Разинькова: «Здесь помпезность, здесь жест. Мы будем говорить здесь все-таки о парадном портрете, хотя многие из посетителей отмечают некий добрый взгляд».
Советский человек и небо покорял, и подводные глубины. Был первым и на производстве, и отдыхать умел, как на картине Ивана Петровского «Выходной день на Неве». Поклонники уличного хастла, знайте, авторы идеи — не вы. И все же художники 30-х показывали жизнь не такой, как она есть, а такой, какой она должна быть.
Марина Тарасова: «Та вера, что невзгоды пройдут, будет все прекрасно, будет сиять солнце, она ведь питала людей и позволяла им совершать многие вещи совершенно героические».
Кстати, работы из фондов курской галереи, датированные 1930-ми, идеально дополнили привозные экспонаты. Полотна Лихина, Самохвалова и, конечно, Дейнеки столь же убедительно рассказывают о «счастливой стране СССР». Относиться к ней можно по-разному, но сходить на выставку стоит. Она продлится до 9 мая.
Юлия Матвеева