13 февраля отмечается День рождения кинокамеры

16:2713.02.2019

«Битва за свободные умы будет выиграна в кинотеатре, а не в танковом бою», — точно подметил актер Деннис Хоппер. Действительно, с помощью удачного и осмысленного видеокадра человек расширяет свои коммуникативные возможности, да что там, делает их практически безграничными. Первую кинокамеру миру подарили французы в 1895 году. С тех пор 13 февраля ее официальный день рождения.

«Ничего себе! Вашу маму и там, и тут передают. До чего техника дошла!»

Действительно дошла! А каких-то 124 года назад даже наш новостной сюжет показался бы чудом. Первую камеру изобрели братья-французы Луи Жан и Огюст Луи Мари Николя Люмьер в 1895 году 13 февраля. Аппарат получил название «кинематограф». Камера была снабжена механизмом прерывистого движения, приводилась в действие специальной ручкой. Чтобы снять видео, пленку прогоняли со скоростью 40 мини-кадров в секунду.

19 марта в Лионе был снят первый в истории фильм. Состоял он из нескольких эпизодов — «Выход рабочих с фабрики», «Прибытие поезда», «Завтрак младенца». Сегодня этим зрителя не удивишь, приходится попотеть. Оператор нашего телеканала Геннадий Воробьев снимает не только новости, но и документальные фильмы «Соловецкая Голгофа», «Верую и исповедую». По некоторым техническим характеристикам кино- отличается от видеокамеры, но, по большому счету, на результат это несильно влияет. Не в кисти дело, а в художнике!

Настоящее произведение искусства. Геннадий, в принципе, человек-легенда. Начинал с техника. Сегодня имеет звание заслуженного работника культуры. Ради красивого кадра ему без страховок и под купол цирка забраться не слабо! Профессию полюбил за то, что, как сказали бы продавцы, можно находиться по ту сторону прилавка.

Геннадий Воробьев, оператор телеканала «Сейм»: «Плоды своего труда, которые приносят реальную пользу в короткий промежуток времени. Сейчас много таких сюжетов мы делаем. Вот недавно снимали — мальчику помощь нужна, то про медицину».

Камеру, смеется Геннадий, видит чаще, чем жену. В круглосуточной боевой готовности! А потому к аппаратуре относится, как к живой.

Геннадий Воробьев: «Иногда к ней обращаешься: не подведи, не откажи. Но имен не давал еще, попробую что-нибудь придумать».

Камера в руках, как форма у полицейского, уже обязывает! Иногда к поступкам с большой буквы. История знает немало подобных примеров. В Великую Отечественную операторам приходилось снимать в горячих точках. Всего через три недели после начала войны на фронтах работало 20 киногрупп! Использовали в основном камеры «Аймо». Благодаря отважным ребятам, мы имеем ценнейшие кадры хроники. За всю Великую Отечественную работало 258 фронтовых операторов, каждый 4-й так и не вернулся домой.

Сегодня умудряются снимать кино и вовсе без камеры — на фотоаппарат. И получается вполне качественный продукт. «СережKINO» — наш курский ответ Голливуду. За плечами режиссера Сергея Малихова 6 фильмов. Премьеры некоторых прошли на больших экранах. Более того, работы Сергея попали на популярный портал «КиноПоиск». Выходит, не в камере дело?

Сергей Малихов, режиссер «СережKINO», актер: «Дело в таланте оператора, я в этом убедился. У меня есть знакомый, который на мобильный телефон снимает очень талантливые ролики. — На что вы снимаете? — Мы снимаем на Nikon, Canon, обычные фотоаппараты. Для нас это не является главным аспектом, сколько стоит камера, для нас самое главное — в чьих она руках».

«Так что спасибо братьям Люмьер за возможность творить в том числе и нам, телевизионщикам. Кстати говоря, Луи Люмьер рассказывал, что изобрел камеру за одну бессонную ночь, когда его мучили кошмары и головная боль. И, если у вас те же недуги, не спешите расстраиваться. Возможно, ваша бессонная ночь подарит человечеству еще какое-нибудь гениальное изобретение!»

Юлия Белякова